Очень трудно иметь одновременно два мнения. Необходимо
сделать выбор. Что такое коммунизм: благо или зло? Либо одно, либо другое.
Именно поэтому идеи-вирусы лучше всего распространяются в
вакууме. В 1987 году в программе "60 минут" был показан сюжет, в котором
автомобилям Audi приписывался неконтролируемый набор скорости. Вирус
распространился со скоростью лесного пожара. Все дело в том, что большинство
американцев никогда до этого не водили Audi. Большинство американцев никогда
не сталкивались с этой компанией. У большинства не быдо даже друзей, которым
нравилась бы эта машина. В мгновение ока появился вирус и заполнил вакуум.
Бороться с ним было практически невозможно.
Audi отреагировала очень правильно, очень "по-немецки" -
и абсолютно неэффективно. Ответ компании был немногословным и базировался на
технических исследованиях, опровергающих телевизионный сюжет. Из-за этой
ошибки компания недосчиталась миллиардов долларов.
Audi могла бы нейтрализовать вирус, полностью заполнив
оставшийся вакуум. Надо было выставить Audi 5000S в каждом крупном торговом
центре по всей Америке. Надо было дать людям возможность посидеть в
автомобиле, убедиться в том, что машина плавно набирает скорость, на своем
опыте почувствовать, что такое Audi. Отреагировав на сюжет подобным образом,
компания могла бы запустить мощный антивирус.
Как правильно ухаживать за идеей-вирусом
Идеи-вирусы подчиняются определенному жизненному циклу.
Если вы не примите этот факт во внимание, ваша идея-вирус погибнет. С другой
стороны, зная все особенности жизненного цикла, можно поддерживать
существование идеи-вируса на протяжении длительного времени.
Том Питерс стал известен как один из авторов книги "В
поисках совершенства" ("In Search For Excellence: Lessons From America's
Best Run Companies", Harper&Row, 1982). Ряд удачных маркетинговых ходов, в
том числе великолепная идея-вирус, позволили ей стать одной из самых
продаваемых книг по управлению.
Карьера Тома Питерса могла сложиться также, как у
большинства других авторов: стремительный взлет и затем постепенное угасание
интереса со стороны публики вплоть до полного забвения. Однако Питерc ни на
секунду не забывает о жизненном цикле. Каждые несколько лет он запускает
новую идею-вирус. Он регулярно пишет блестящие статьи (например, "Вау-проект",
Искусство Управления, №3, 2000), выпускает новые книги. Все это он
сопровождает изматывающими мировыми турне. Когда Питерс приезжает в
какой-нибудь город, люди валом валят на его выступления. Треть
присутствующих в зале - его давние поклонники. А остальные? Их привели за
собой фанаты. И они тоже уже готовы заразиться идеями Тома, готовы стать его
поклонниками.
Многие идеи, пережив первую волну успеха, исчезают. Никто
уже не танцует хастл и не ходит в Studio 54. (Да и сам этот клуб давно
закрыт.) Никто не посещает когда-то популярный сайт JennyСАМ и не
переплачивает за лучшие места на "Cats". Что же случилось? Вместо того чтобы
отработать процесс шлифовки и запуска идей-вирусов, их "владельцы" отправили
курицу, несущую золотые яйца, в суп.
Запрещается любое коммерческое использование данной копии.
Приветствуется свободное распространение этой копии в сети интернета.
Оглавление