Представьте себе идею-вирус как грандиозную идею, которая
с безумной скоростью распространяется внутри целевой аудитории. Это модная
идея, которая заражает одного человека за другим и изменяет все на своем
пути. Вы слышали о сервере Hotmail? Пользовались им? Если да, то вовсе не
потому, что Hotmail постоянно рекламируют по телевизору. Его не рекламируют.
Вы просто подхватили вирус. Кто-то из ваших знакомых заразил вас.
Иногда вам кажется, что все ваши друзья смотрят одни и те
же передачи, читают одни и те же книги, обсуждают одни и те же фильмы,
веб-сайты и рекламные ролики. Как это случилось? За редким исключением, идея
распространилась сама по себе. Не потому, что компания вложила уйму денег в
рекламу своего продукта. Вот это-то и нужно понять - как распространяются
идеи и как заставить их распространяться еще быстрее.
Идеи-вирусы - не новость. Способ передачи информации из
уст в уста так же стар, как древнейшая профессия. Но сегодня многое
изменилось. Идеи-вирусы обрели большее значение, чем когда бы то ни было.
Создавать их стало значительно легче, и распространяются они очень быстро. В
наше время выигрывает скорость: времени на продвижение брэндов и товаров
старыми способами уже нет. Устное слово постепенно замирает, но идеи-вирусы
продолжают жить и развиваться. За ними будущее - ведь мы любим новизну. А
идея-вирус - это всегда что-то новенькое.
Насколько быстрой должна быть идея?
В детстве я носил кроссовки Converse. Как и все мои
друзья. Однако акционерам Converse прибыль приносила не какая-то особенная
идея кроссовок, а каждая проданная пара. Если перед вами лежали несколько
пар кроссовок, вы покупали те, которые дешевле.
Компании Converse потребовались десятилетия, чтобы
создать брэнд, и годы, чтобы окупить строительство фабрик. Цена кроссовок
определялась себестоимостью. Их продавали в обувных магазинах серьезные
продавцы, основной заботой которых было подобрать вам пару по ноге.
Converse могла позволить себе ждать - компания работала
на долгосрочную перспективу. Но те времена безвозвратно ушли. Что позволяет
сегодня компании Nike продавать кроссовки по сто долларов за пару? Идея
кроссовок Air Jordan, а не идея кроссовок как таковых. Даже если у вас есть
удобные кроссовки, вы все равно идете покупать Air Jordan. Эта идея приносит
компании огромные прибыли, поэтому Nike даже и не думает строить собственные
фабрики. Однако срок жизни даже самых лучших идей, а значит, и основанного
на них бизнеса, ограничен. Поэтому Nike приходится постоянно придумывать
новые.
Прошло двадцать лет, прежде чем аудитория радио достигла
10 миллионов человек. Число телезрителей росло в два раза быстрее. Число
пользователей Netscape - в десять раз, а число пользователей Hotmail - в
тридцать. За счет охвата огромной аудитории такие гиганты Интернет-бизнеса,
как Hotmail и Netscape, практически мгновенно получили огромные прибыли. И
помогла им в этом идея-вирус.
Современные технологии обеспечивают быстрые и дешевые
способы распространения идей. Будь то "Новый Жук" (этот образ уже всплыл в
вашем сознании?) или доступный только в Интернете роман Стивена Кинга (за
первую неделю его прочитали более 400 тысяч человек), время распространения
идеи приближается к нулю.
Идеи мгновенно пересекают границы, меняют взгляд на
преступность и правосудие, на экономику, образование и политику, а иногда
даже заставляют нас что-нибудь купить. В будущем успех будет основан на
идеях, а способ их распространения - идеи-вирусы. И не ждите, пока все
произойдет само собой. Придумывайте, создавайте и запускайте свои
идеи-вирусы.
Конечно, некоторые идеи-вирусы возникают спонтанно, без
участия авторов идей. Что бы вы ни думали, бешеный успех Макарены не был
результатом злого умысла. Просто так получилось. Однако большинство
продуктов, услуг, фильмов и крылатых фраз - результат продуманных действий
умных предпринимателей и политиков, которым идеи-вирусы помогают достичь
своих целей.
Запрещается любое коммерческое использование данной копии.
Приветствуется свободное распространение этой копии в сети интернета.
Оглавление