Назовите какую-нибудь известную картину. Только быстро.
Как вы сказали - "Мона Лиза"?
Лувр, без сомнения, входит в первую десятку музеев
планеты по числу великолепных картин на единицу площади. Однако, переходя из
зала в зал, я обнаружил, что большинство из них безлюдны. И вдруг около
одной из ниш я увидел настоящее столпотворение. Люди готовы были залезть на
голову друг другу, чтобы хоть мельком взглянуть на картину, которая, кстати
сказать, находится за ограждением и едва видна под слоем толстого
пуленепробиваемрго. стекла. Почему? Почему "Мона Лиза" - самая знаменитая
картина в мире?
Да потому что в мире должна быть самая знаменитая картина
- так почему бы и не эта?
У занятых людей нет времени разглядывать все картины
подряд. Их перегруженный мозг может воспринять лишь несколько. Они хотят
видеть только самые знаменитые полотна. Только одна актриса может быть самой
любимой (Джулия Робертс) и только один сайт самым популярным (Yahoo!). Точно
так же только одна картина может быть самой знаменитой. Наиболее очевидный
выбор - "Мона Лиза".
Похожий эффект описывается так называемым законом Зипфа.
Джордж Зипф был профессором филологии в Гарварде. Он подсчитал, что самое
популярное слово в английском языке (the) употребляется в 10 раз чаще, чем
слово, стоящее на десятом месте, в 100 раз чаще, чем сотое, и в 1000 раз
чаще, чем тысячное.
В той или иной степени этот эффект наблюдается на рынке
автомобилей, шоколадных батончиков, прохладительных напитков, программного
обеспечения. Он так же применим к частоте посещения веб-сайтов в Интернете.
В любой области быть первым не просто чуть-чуть лучше, чем вторым или
десятым, - это огромное преимущество. Прибыль распределяется неравномерно,
особенно в мире, где корпоративные сети играют столь важную роль. В
Интернете этот эффект еще заметней, ставки еще выше. Рыночная капитализация
Amazon.com, eBay и Priceline.com вместе взятых превышает капитализацию всех
остальных Интернет-компаний. Тот, кто хоть немного опережает конкурентов,
получает почти все.
Идея-вирус помогает вам добиться успеха с вашей идеей или
продуктом, независимо от масштаба операций. Эрик Рэймонд был никому не
известным программистом, когда в 1997 году написал эссе под названием "Храм
и базар", а затем умело превратил этот манифест в идею-вирус. В своем эссе
он выдвинул ряд аргументов в пользу открытого доступа к программным кодам
(на этих принципах построена операционная система Linux). Но вместо того
чтобы доверить распространение своих идей журналистам или книгоиздателям,
Рэймонд поместил эссе в Интернет в виде текста и аудиозаписи. И предоставил
всем желающим бесплатный доступ. За несколько месяцев эссе прочитали десятки
тысяч людей.
Через некоторое время Рэймонд опубликовал сборник "The
Cathedral and the Bazaar: Musings on Linux and Open Source by an Accidental
Revolutionary" (O'Reilly & Associates, 1999), куда включил ряд
предлагавшихся ранее бесплатно эссе. Книга мгновенно стала бестселлером. Но
этот успех, конечно же, нельзя назвать случайным. Его фундамент был заложен
Рэймондом с помощью идеи-вируса.
Что дала идея-вирус Рэймонду? Как минимум, финансовое
благополучие. Вирус сделал его востребованным программистом, консультантом и
даже лектором. А популяризация идеи открытого доступа к программным кодам? В
декабре 1999 года компания VA Linux Systems Inc. разместила свои акций на
бирже. Реймонд, входящий с 1998 года в совет директоров этой компании, в
одночасье стал безумно богат.
Сначала идея, потом бизнес
Вот несколько удивительных фактов, о которых вам следует
хорошенько задуматься по дороге на работу.
Двадцать лет назад первую сотню в списке Fortune 500
составляли компании, которые либо добывали что-нибудь из земли, либо
превращали природные ресурсы (вроде стали и нефти) в нечто осязаемое.
Сегодня этим занимается едва ли половина компаний из списка. Остальные
зарабатывают неприлично большие деньги на продаже идей.
В прошлом году в Соединенных Штатах было записано около
30 000 новых компакт-дисков. Один из них (Аbbа Pater) - Папой Римским. (Мне
очень нравится этот диск. Там прекрасные мелодии: немного рэпа, немного
техно и море этнической музыки.)
Рыночная капитализация Yahoo! на 99% определяется брэндом,
популярностью, приверженностью пользователей и прочими неосязаемыми
активами. И только на 1% - услугами, которые больше нигде не получишь.
Натан Мирвольд, бывший СТО (chief technology officer)
компании Microsoft, говорит, что выдающийся сотрудник стоит в тысячу раз
больше, чем посредственный. Почему?
Да потому что качество его идей гораздо выше.
Отсюда вывод: идеи - это не то, что делает наш бизнес
чуть лучше. Наоборот, бизнес - это то, что делает наши идеи чуть лучше.
Запрещается любое коммерческое использование данной копии.
Приветствуется свободное распространение этой копии в сети интернета.
Оглавление