В прежние времена нам помогал продавать так называемый
"прерывающий" маркетинг. Мы показывали рекламу, отвлекая людей
обезличенными, неуместными и, как правило, абсолютно не нужными им
сообщениями, и надеялись, что они что-нибудь купят. Иногда это срабатывало.
Но даже когда такой способ маркетинга не действовал, у
него все же оставалось одно достоинство. Маркетолог мог полностью его
контролировать. Конечно же, все видят и недостатки: сложность, высокую
стоимость и низкую эффективность. Но продолжают упорствовать. Чтобы привлечь
одного покупателя, компании посылочной торговли, такие как Eddie Bauer или
Land's End, покупают несколько сот почтовых марок, рассылают красочные
каталоги и надеются, что хоть один адресат да заинтересуется.
Неважно, какую именно форму принимает прерывающий
маркетинг. Во всех случаях он работает - или не работает - одинаково.
Маркетолог заказывает рекламу, которая отвлекала бы внимание людей.
Потребитель любым способом пытается ее избежать. Даже самый гениальный
ролик, транслируемый во время Суперкубка - весьма рискованная вещь. Броский
навороченный веб-сайт почти наверняка не оправдает себя. Рекламодатели,
которые строят свою кампанию на прямом обращении к потребителю, становятся
заложниками арифметики прерывающего маркетинга.
Маркетологи - а мы сегодня все в той или иной степени
маркетологи - находятся в постоянном поиске маркетингового инструмента,
который мог бы использовать в качестве движущей силы невидимые потоки
информации между потребителями. Вместо того чтобы напрямую общаться с
покупателями (которые, возможно, вас не слушают), необходимо предоставить им
возможность самим передавать сообщения друг другу.
Создавая идею-вирус, мы не покупаем рекламное место - мы
формируем среду, в которой наша идея могла бы размножаться и
распространяться. А всю остальную работу выполняет идея-вирус.
Совет №1: фокусируйте!
К счастью, уже есть проверенные методы, позволяющие
выявить перспективные идеи и запустить вирус. Постарайтесь с самого начала
выбрать правильный подход. Не менее важно обеспечить дальнейшую поддержку и
подпитку вируса, Этим напрямую определяется его способность к
распространению.
Один из ключевых моментов в создании идеи-вируса -
фокусировка сообщения. Если ваша идея приводит в восторг только 1% целевой
аудитории, этого недостаточно. Даже 15% не сделают погоды. Идея должна
изумить и захватить большую часть целевой аудитории. Вот почему одна из
самых успешных практик - выделять группы по географическому,
демографическому или "психографическому" принципу.
Почему Интернет-компании так озабочены привлечением
посетителей на свои сайты? Как владельцам GeoCities удалось продать свою
компанию, прибыль которой была практически равна нулю, а продукт хоть и
интересным, но отнюдь не уникальным, более чем за 2 миллиарда долларов?
Ответ прост. Их идеей заразилось множество людей, а это первый шаг к
созданию успешного бизнеса в Интернете.
Вот шесть основных этапов создания идеи-вируса для Интернет-компании:
1. Предложите потребителям
нечто совершенно новое, то, что они могут получить только в Интернете. Можно
также воспроизвести и традиционные услуги, но они должны быть настолько
быстрыми, удобными и дешевыми, что вся морока потребителя по переходу к вам
будет оправданна.
2. Превратите идею, лежащую
в основе вашего бизнеса, в вирус. Пусть он привлечет к вам большую часть
вашей целевой аудитории. В этом случае вам не придется тратить целое
состояние на рекламу.
3. Заполните своей идеей
рыночный вакуум - тогда конкурентам, прежде чем запустить свой вирус,
придется вылечить людей от вашего.
4. Постарайтесь усложнить
переход потребителей к конкурентам, сделав его максимально дорогостоящим.
5. Добейтесь согласия
потребителей поддерживать с вами постоянный диалог. Это укрепит вашу связь:
пользователи получат дополнительные преимущества, а вы обеспечите себе
постоянную прибыль.
6. Продолжайте разрабатывать
сетевые решения, способные стать основой новых вирусов. В первую очередь
старайтесь заразить главных переносчиков инфекции - ядро вашей аудитории.
Запрещается любое коммерческое использование данной копии.
Приветствуется свободное распространение этой копии в сети интернета.
Оглавление