www.deistvui.narod.ru
Идея-вирус
Представьте себя на встрече выпускников. Все
хвастаются успехами и делятся планами на будущее. Фрэнк рассказывает о своем
новом бизнесе в Интернете. Сьюзи говорит, что уже успела хорошо заработать и
теперь готова бросить свои силы на восстановление Восточной Европы. И вот
вся группа поворачивается к вам.
"Я думаю, - начинаете вы, - что можно добиться успеха
и заработать по-настоящему большие деньги, став владельцем фермы. Небольшой,
гектар в пятьдесят. Придется, конечно, приобрести трактор. Зато уже через
несколько лет мы с женой сможем продать ее и купить себе небольшой особнячок
в городе".
Нелепо, не правда ли? Те, кто ведут фермерское хозяйство, получают, конечно,
неоспоримые преимущества (с точки зрения образа, жизни), но вот уже двести
лет как это не способ разбогатеть.
Перемотаем пленку назад. Бывшие сокурсники
вопросительно смотрят на вас и получают в ответ: "Я только что взяла кредит
и купила пресс для горячей штамповки. Совсем скоро начну штамповать
какие-нибудь стальные штуковины. Вы и оглянуться не успеете, как профсоюз
работников автомобильной промышленности организует у меня свою ячейку. И
тогда - берегитесь, автогиганты!"
Нет, опять не то. Согласитесь, владельцы заводов уже
не получают таких денег, как лет тридцать назад.
Еще раз нажмем кнопку перемотки. Друзья поворачиваются к вам, и на этот раз
вы говорите: "Я собираюсь запустить идею-вирус!"
Первые сто лет американской истории принесли успех
владельцам больших ферм. Последующее столетие ознаменовалось борьбой между
самыми производительными фабриками. Добро пожаловать в новый век - век идей!
Никто пока не знает, как построить ферму по выращиванию
идей. Тем более - фабрику по их массовому производству. Но мы знаем, что
идеи - двигатель экономики. Идеи приносят людям богатство. И что самое
важное, идеи изменяют мир. Поэтому вполне очевидно: выиграют те, кто
заставят окружающих принять, оценить и полюбить их идеи. Такие люди получат
деньги, обретут власть и изменят мир.
Что же требуется для успеха? Каким образом можно изменить
тенденции в бизнесе, а если повезет, то и в целом мире? Для фермера главное
- подороже продать соевые бобы. Производственник мечтает, чтобы его товары
выставлялись рядом с кассой в магазине Wal-Mart. А чего же хочет тот, чей
бизнес - идеи? Он хочет заразить своими идеями всех.
Идея, о которой никто не знает, бесполезна. Но если она распространяется и
заражает всех на своем пути... Она становится идеей-вирусом.
Что представляют собой идеи-вирусы? Где они живут? На что
они похожи? Идея-вирус начинается с "манифеста" - убедительного и логичного
заявления, которое объединяет множество уже существующих идей и превращается
в новую, грандиозную и захватывающую, идею. Иногда манифест - это письменное
заявление. Он может также быть изображением, песней, привлекательным
продуктом или эффективным процессом. Дело в самом сообщении, а не в способе
передачи. Под влиянием манифеста люди начинают по-другому мыслить и
действовать.
Соевые бобы, Wal-Mart и идеи-вирусы
ВНИМАНИЕ: эта статья - не только рассказ об
идеях-вирусах. Это манифест, который сам стремится стать идеей-вирусом. Если
она изменит ваше представление об идеях и маркетинге, вы, может быть,
расскажете о ней своему другу. Или двум друзьям. Или всем в своей компании.
Тогда эта статья превратится в идею-вирус.
В новой экономике потребители уже выработали иммунитет
против традиционных маркетинговых приемов. Поэтому хватит рассказывать
потребителям о товарах. Надо создать условия, в которых потребители сами
рассказывали бы о них друг другу.
Так значит, идея-вирус - одна из форм маркетинга? Конечно! Сегодня даже
блестящая организация логистики, производства и системы обработки заказов не
гарантирует успеха. Нужен блестящий маркетинг. Потому что маркетинг - это
распространение идей, а идеи - основа конкуренции.
Будущее принадлежит тем, кто умеет заражать окружающих
своими идеями.