Присоединение к группе
Разумеется, работа с группой (большой группой) начинается с того же,
что и работа с одним человеком - с создания раппорта. А создание раппорта, в
свою очередь, начинается с присоединения. Но, если в работе с одним человеком мы
буквально становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения
глаз, макро - и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед выбором -
если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю так, либо я сошел с
ума; обычно принимается первая возможность, -то при работе с группой отразить
физиологию и поведение мы не можем, поэтому отражаем другие факторы: общую для
нас реальность, общие ценности и т. д.
Приемы присоединения к большой группе, аудитории (одновременно - приемы
ораторского мастерства) можно классифицировать на: присоединение к
эмоциям; присоединение по ритму (навязывание ритма и утилизация всех
ритмов); присоединение на уровне разделения ценностей; присоединение на
уровне разделения реальности (актуальной или описываемой); присоединение с
ведением по шаблону «5-4-3-2-1».
Присоединение к эмоциям - хороший и краткий прием, пригодный в
случаях довольно единообразного эмоционального состояния группы и хорошего
отношения группы к оратору. Заключается в том, что вы демонстративно
(невербально и вербально) изображаете собой то же самое эмоциональное состояние,
которое наблюдается у группы. Например: «Ха-ха, у меня сегодня тоже хорошее
настроение».
Присоединение по ритму - достаточно универсальный прием для разных
случаев. Навязывание ритма состоит в том, что перед началом выступления вы даете
группе послушать ритмичную музыку, ритм которой неизбежно будет навязан, -и
тогда вы начинаете выступление в ритме звучавшей ранее музыки.
Утилизация всех ритмов - это возможность для публики
приспособиться к ритму оратора: выступление начинается медленно, как бы
неуверенно, затем его ритм постепенно возрастает, впоследствии периодически
понижаясь. Прием дает возможность ощутить «резонанс» по ритму практически любому
человеку в группе.
Присоединение на уровне разделения ценностей - прием, который
навязывает группе следующую точку зрения в отношении оратора: «Меня заботит то
же, что и вас». В зависимости от того, какого рода группа собралась, какие
ценности у нее преобладают в данный момент, вы начинаете свою речь с
демонстративного разделения этих ценностей, например: «Меня, как и вас,
беспокоит плохое положение пенсионеров» (для аудитории, состоящей из
пенсионеров); «Меня, как и вас, беспокоит распространение детской наркомании» (в
аудитории школьного родительского собрания).
Присоединение на уровне разделения реальности - оратор сообщает
группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа. Например
(разделение актуальной реальности): «Сегодня четверг, вечер, и я рад, что вы
собрались здесь и согласились выслушать меня». Как видите, прием легко
комбинируется с приемом «опережающей благодарности». Пример разделения
описываемой реальности: «Я родился и вырос в этом городе, учился во второй
школе, которую посещали многие из вас».
Присоединение с ведением по шаблону «5-4-3-2-1» -выполняется
практически так же, как и работа по этому шаблону с одним человеком: к каждому
описанию актуальной реальности вы «привязываете» простое внушение с помощью
речевых связок («и», «в то время как», «это заставляет вас»). Например: «Когда
вы видите меня, вы понимаете, что я - один из вас; и когда вы слышите мой голос,
то понимаете, что я - не профессиональный оратор; и возможно, вы чувствуете
доверие ко мне». Или: «Вот вы смотрите на меня и думаете - что я могу вам
предложить в отличие от других?» (здесь внушение подано в форме «чтения
мыслей»). Приведенная классификация не является полной, но для достижения
обыденных целей вполне достаточна. (Сергей Горин.)
|
|
|